Спрос на специалистов по продажам вырос на 20 %
По данным Министерства
просвещения РФ, в тройку самых популярных направлений обучения среди
выпускников школ в 2018 году вошли науки об обществе, инженерия и технологии. Но
на рынке труда, как отмечают в компании ЮНИТИ, наиболее востребованными
по-прежнему остаются специалисты по продажам:
около 30 %[1]
от всех вакансий. По прогнозам рекрутеров, в ближайшие годы эта доля не
сократится, однако произойдёт большой уклон в сторону sales-менеджеров с
узкой специализацией. Данная тенденция очевидна уже сегодня: около 50 %
вакансий в сфере
продаж так
или иначе предполагают глубокое знание конкретного продукта или отрасли.
По данным ЮНИТИ, за последние три года
спрос на sales-менеджеров
вырос в среднем на 20 %. Всё более востребованными становятся специалисты с
узким знанием определённой группы сложных товаров или услуг сегодня: «продавцы»,
которые разбираются в сервисах для бизнеса (8 % вакансий в сфере продаж),
финансовой отрасли (5,5 %), ИТ (5,1 %), строительстве (5 %), телекоммуникациях
(4,5 %), приборостроении (4 %) и промышленном оборудовании (4 %)[2]. Успешные соискатели здесь
могут претендовать на зарплату в размере 85–120 тысяч рублей, а в отдельных
случаях – и на большую сумму.
«Спрос на специалистов в сфере продаж
вырос ввиду того, что многие компании начали более активно выводить на рынок
новые продукты и совершенствовать уже существующие: это и телеком, и прямые
продажи, и финансовый сектор. При этом, по данным одного
из опросов финансовых директоров ведущих компаний в России, одним из
пяти ключевых рисков для бизнеса сегодня считается снижение интереса
потребителей к новым продуктам. В таких условиях от мастерства sales-менеджера зависит успешность и
конкурентоспособность», – отмечает Феликс Кугел, управляющий директор ЮНИТИ.
По данным системы «Индекс HeadHunter», конкуренция в сфере продаж очень
низкая: на одну вакансию приходится всего два резюме. А когда речь заходит о sales-специалистах с узкой экспертизой,
компании сталкиваются с жёстким дефицитом квалифицированных кадров. Как
отмечают в ЮНИТИ, кандидата, который будет отвечать всем необходимым
требованиям, можно подбирать больше месяца.
«В первую очередь любой специалист по
продажам должен обладать коммуникационными навыками и понимать, в чём выгода
того или иного товара или услуги для каждого конкретного клиента. Но для
продажи узкоспециализированных продуктов крайне важна глубокая экспертиза,
зачастую необходимы профильное образование и многолетний опыт работы в отрасли,
знание иностранных языков. Это уже совершенно другой уровень», – объясняет
Феликс Кугел.
Также нередко важную роль играет и
знание соискателем потенциальных клиентов – покупателей продукции или услуг
компании-работодателя. Так, в июле рекрутеры ЮНИТИ подбирали кандидатов на
вакансию менеджера по продажам в сегменте B2G, где одним из ключевых требований был
опыт работы с крупными корпоративными клиентами и государственными структурами.
За соответствие жёстким требованиям работодатели
готовы хорошо платить: если сравнивать оплату труда специалистов одного уровня,
то у sales-менеджеров, которые работают в узкой сфере
(например, в станкостроении или автомобильном оборудовании), ежемесячный доход
будет выше в среднем на 30 %. Во многом это связано со структурой начисления
зарплаты. Как правило, существенная часть – это процент от продаж, и чем дороже
продукт, тем выше заработок специалиста.
Отрасль |
Уровень зарплат sales-менеджеров |
Телеком |
45 000 – 80 000 рублей |
ИТ |
40 000 – 150 000 рублей |
Приборостроение и электроника |
40 000 – 170 000 рублей |
Финансы |
40 000 – 200 000 рублей |
Промышленное оборудование |
45 000 – 195 000 рублей |
Сервисы для бизнеса |
50 000 – 250 000 рублей |
Строительство |
65 000 – 300 000 рублей |
Зарплаты
в сфере продаж в зависимости от специфики компании
Любопытно, что общее повышение спроса
на специалистов в сфере продаж происходит на фоне сокращения потребности
бизнеса в коммерческих директорах (с 28 до 18 %) – сегодня ставку делают на
полевых сотрудников, из которых многие компании постепенно выращивают будущих
руководителей направления. Феликс Кугел добавляет: «Изначально успешный
карьерист – это человек, который может продать сам себя, поэтому именно sales-специалисты, как правило, добиваются
высокого карьерного роста. Например, если мы посмотрим на узкий сегмент продажи
банковских инструментов, то увидим, что многие сегодняшние топ-менеджеры в
прошлом работали в отделах продаж».
Обсуждение: