Трудовое право

Можно ли уволить за пост в социальных сетях?

naim.ru logo

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни. По оценкам социологов «Левада-Центра» за шесть лет доля активных пользователей социальных сетей увеличилась почти в два раза – с 35% до 59%. При этом половина из них проводит в сетях час в день, а четверть – до четырех часов. 69% опрошенных считают, что люди выкладывают слишком много информации о себе. Стирается грань между личным и публичным. Необдуманная активность может отразиться на карьере и стать причиной для увольнения.

Резонансные посты в социальных сетях

PR-директор «Леруа Мерлен» Галина Панина опубликовала пост, в котором говорилось об инциденте c футбольными фанатами. Информация не подтвердилась. Компания «Леруа Мерлен» сначала отстранила сотрудника от выполнения обязанностей, затем Панина покинула компанию.

Омская учительница по истории Виктория Попова была уволена после публикации ее фотосессии в пляжной одежде из-за жалоб родителей. В поддержку преподавателя был развернут флешмоб в социальных сетях. Позднее учительницу восстановили на работе.

В банке «Точка» том-менеджер Яна Ганник на своей странице в Facebook опубликовала пост о том, что на собеседовании она задает вопрос «Чей Крым?». И по результатам ответа принимает решение о приеме сотрудника на работу. В данной ситуации руководство поддержало сотрудника. «Таким образом проверялось умение кандидата свободно мыслить и отстаивать свое мнение, каким бы оно ни было. Об этом и идет речь в тексте. Мы никогда не отказываем в приеме на работу по политическим соображениям», — прокомментировали в организации.

Отношение работодателей к активности сотрудников в социальных сетях

По данным опроса Naim.ru, 71,4% работодателей спрашивают ссылки на профили у соискателей. При этом 14,3% компаний могут сделать замечания сотрудникам за их поведение в социальных сетях. Если поведение сотрудника не соответствует ожиданиям, то последствия могут варьироваться от разговора с руководителем до расторжения договора.

28,6 % компаний регламентируют действия сотрудников в социальных сетях. Например, кодекс Сбербанка так описывает поведение сотрудников:  «Сотрудники должны помнить, что общение в социальных сетях интернет, как правило, носит публичный характер. Сотрудникам запрещается распространять или обсуждать без согласия Банка на публичных интернет-ресурсах информацию, связанную с деятельностью Банка, в том числе с использованием логотипов, товарных знаков и символики Банка, размещать фото- и видеоизображения, не соответствующие действительности и/или порочащие деловую репутацию Банка».

Компания МТС ограничивает своих сотрудников в высказываниях о компании и регламентирует это следующим образом: «Сотрудники должны быть внимательны и соблюдать определенные правила при размещении информации о компании в Интернете и при общении в социальных сетях. Если сотрудник компании, зарегистрированный в социальной сети, открывает информацию о своем месте работы, то его комментарии могут восприниматься как официальная позиция компании. Поэтому сотрудникам не рекомендуется комментировать в публичном поле действия конкурентов или регуляторов, позволять себе любые дискриминирующие или оскорбительные высказывания в адрес других пользователей.»

ПАО «ОАК»  не ограничивает деятельность сотрудников в социальных сетях, но согласно кодексу компании «работникам рекомендуется помнить: все, что работник пишет и демонстрирует в социальных сетях, формирует образ Общества; обозначение себя в качестве работника Общества создает впечатление о своей компетентности и об Обществе в целом; для безопасности Общества и личной безопасности работников важно соблюдать законодательство, регулирующее авторское право, и помнить, что такое законодательство запрещает изменять или распространять любую часть работы, защищенную авторским правом, без письменного разрешения автора».

Социальные сети и сотрудники компании

Сотрудники компаний считают, что социальные сети их личное пространство, по результатам опроса Naim.ru 66% респондентов не согласны с тем, что компании могут регламентировать их поведение в социальных сетях. Респонденты отмечают, что «сотрудник сам должен понимать, что может нанести урон имиджу компании» и «человек  должен вести себя в рамках общественной морали».

20% опрошенных подтвердили наличие регламента на ведение социальных сетей в их компании, а 42,8% отметили ограничение доступа с рабочих компьютеров к социальным сетям.

Только 8,3% опрошенных указали, что сталкивались с замечаниями от руководства компании за ведение социальных сетей. Среди последствий таких замечаний были выделены: увольнения, штрафы, ограничение доступа к коммерческой информации и более жесткий контроль.

Расторжение трудового договора за посты в социальных сетях

Трудовой кодекс не содержит правил увольнения за посты в социальных сетях. Как правило в таких ситуациях стороны расторгают договор по соглашению сторон (ст 78 ТК РФ).

Если посты содержат негативную характеристику компании, а в трудовом договоре и внутренних документах определены порядок и ответственность сотрудника за распространение информации о компании, то в данной ситуации возможно привлечение к ответственности за нарушение трудовой дисциплины (ст 233 ТК РФ и п.Постановления №52).

Если дело касается госслужащих, то  также может быть применён  Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», если сотрудник СМИ — Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124–1 «О средствах массовой информации».

Если в результате публикаций компании нанесен материальный ущерб, то в данном случае возможна ответственность за нарушение коммерческой тайны выраженная в компенсации ущерба.

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Обсуждение: