Можно ли уволить за пост в социальных сетях?
Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни. По оценкам социологов «Левада-Центра» за шесть лет доля активных пользователей социальных сетей увеличилась почти в два раза – с 35% до 59%. При этом половина из них проводит в сетях час в день, а четверть – до четырех часов. 69% опрошенных считают, что люди выкладывают слишком много информации о себе. Стирается грань между личным и публичным. Необдуманная активность может отразиться на карьере и стать причиной для увольнения.
Резонансные
посты в социальных сетях
PR-директор «Леруа Мерлен» Галина Панина опубликовала
пост, в котором говорилось об инциденте c футбольными
фанатами. Информация не подтвердилась. Компания «Леруа Мерлен» сначала
отстранила сотрудника от выполнения обязанностей, затем Панина покинула
компанию.
Омская учительница по истории Виктория Попова была
уволена после публикации ее фотосессии в пляжной одежде из-за жалоб родителей.
В поддержку преподавателя был развернут флешмоб в социальных сетях. Позднее
учительницу восстановили на работе.
В банке «Точка» том-менеджер Яна Ганник на своей
странице в Facebook опубликовала пост о том, что на собеседовании она задает
вопрос «Чей Крым?». И по результатам ответа принимает решение о приеме
сотрудника на работу. В данной ситуации руководство поддержало сотрудника.
«Таким образом проверялось умение кандидата свободно мыслить и отстаивать свое
мнение, каким бы оно ни было. Об этом и идет речь в тексте. Мы никогда не
отказываем в приеме на работу по политическим соображениям», —
прокомментировали в организации.
Отношение
работодателей к активности сотрудников в социальных сетях
По данным опроса Naim.ru, 71,4% работодателей спрашивают
ссылки на профили у соискателей. При этом 14,3% компаний могут сделать
замечания сотрудникам за их поведение в социальных сетях. Если поведение
сотрудника не соответствует ожиданиям, то последствия могут варьироваться от
разговора с руководителем до расторжения договора.
28,6 % компаний регламентируют действия сотрудников в
социальных сетях. Например, кодекс Сбербанка так описывает поведение сотрудников:
«Сотрудники должны помнить, что общение в социальных сетях интернет, как
правило, носит публичный характер. Сотрудникам запрещается распространять или
обсуждать без согласия Банка на публичных интернет-ресурсах информацию,
связанную с деятельностью Банка, в том числе с использованием логотипов,
товарных знаков и символики Банка, размещать фото- и видеоизображения, не
соответствующие действительности и/или порочащие деловую репутацию Банка».
Компания МТС ограничивает своих сотрудников в высказываниях о компании и регламентирует это следующим образом: «Сотрудники должны быть внимательны и соблюдать определенные правила при размещении информации о компании в Интернете и при общении в социальных сетях. Если сотрудник компании, зарегистрированный в социальной сети, открывает информацию о своем месте работы, то его комментарии могут восприниматься как официальная позиция компании. Поэтому сотрудникам не рекомендуется комментировать в публичном поле действия конкурентов или регуляторов, позволять себе любые дискриминирующие или оскорбительные высказывания в адрес других пользователей.»
ПАО «ОАК» не ограничивает деятельность сотрудников
в социальных сетях, но согласно кодексу компании «работникам рекомендуется
помнить: все, что работник пишет и демонстрирует в социальных сетях, формирует
образ Общества; обозначение себя в качестве работника Общества создает
впечатление о своей компетентности и об Обществе в целом; для безопасности
Общества и личной безопасности работников важно соблюдать законодательство,
регулирующее авторское право, и помнить, что такое законодательство запрещает
изменять или распространять любую часть работы, защищенную авторским правом,
без письменного разрешения автора».
Социальные
сети и сотрудники компании
Сотрудники компаний считают, что социальные сети их
личное пространство, по результатам опроса Naim.ru 66% респондентов не согласны с тем,
что компании могут регламентировать их поведение в социальных сетях.
Респонденты отмечают, что «сотрудник сам должен понимать, что может нанести
урон имиджу компании» и «человек должен
вести себя в рамках общественной морали».
20% опрошенных подтвердили наличие регламента на
ведение социальных сетей в их компании, а 42,8% отметили ограничение доступа с
рабочих компьютеров к социальным сетям.
Только 8,3% опрошенных указали, что сталкивались с
замечаниями от руководства компании за ведение социальных сетей. Среди
последствий таких замечаний были выделены: увольнения, штрафы, ограничение
доступа к коммерческой информации и более жесткий контроль.
Расторжение
трудового договора за посты в социальных сетях
Трудовой кодекс не содержит правил увольнения за посты
в социальных сетях. Как правило в таких ситуациях стороны расторгают договор по
соглашению сторон (ст 78 ТК РФ).
Если посты содержат негативную характеристику
компании, а в трудовом договоре и внутренних документах определены порядок и
ответственность сотрудника за распространение информации о компании, то в
данной ситуации возможно привлечение к ответственности за нарушение трудовой
дисциплины (ст 233 ТК РФ и п.Постановления №52).
Если дело касается госслужащих, то также может
быть применён Федеральный закон
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации», если сотрудник СМИ — Закон
РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124–1 «О средствах
массовой информации».
Если в результате публикаций компании нанесен
материальный ущерб, то в данном случае возможна ответственность за нарушение
коммерческой тайны выраженная в компенсации ущерба.
Обсуждение: