Как деликатно отказать подчинённому в прибавке к зарплате?
Многие руководители не знают как вести себя в ситуации, когда сотрудник заводит разговор о прибавке к заплате. Кто-то начинает придумывать массу объяснений, которые должны убедить подчинённого в невозможности удовлетворения его просьбы. Есть и такие руководители, которые не стремятся что-то подробно объяснить, а просто берут и рубят с плеча, отказывая без объяснения причин. В обоих случая у подчинённого останется неприятный осадок, он может затаить обиду на своего руководителя, а потом распространить крайне неприятные слухи. В конечном итоге, именно из-за затаённых обид, может даже мелких, мало заметных, мы и получаем ситуации, когда начинают плестись интриги. Так как же поступить, если Вы руководитель, а Ваш сотрудник просит у Вас прибавки к заплате? Представьте себе, что Вы бы и рады выполнить его просьбу, но такой возможности на данный момент нет вообще. В такой ситуации решающее значение будет иметь сама форма отказа. Нужно отказать не просто твёрдо, или наоборот, долго и малопонятно, а чётко и с расстановкой основных аспектов. Решающее значение будет иметь напоминание о будущих перспективах.
Представим, что подчинённый явился в Ваш кабинет с твёрдым решением добиться лучших финансовых условий. В конце концов, у него тоже семья, какие-то сложности, и ему нет смысла постоянно мириться с существующим положением дел. Как правило, в таких случаях сотрудники вооружаются какими-то фактами, бумагами, подтверждающими их профессиональные успехи. Вы же прекрасно понимаете, что не можете удовлетворить данное прошение, да и, возможно, не видите реальных причин, позволяющих сотруднику рассчитывать на прибавку. Как же поступить? Прежде всего, Вам нужно остудить его пыл, попросив внимательно выслушать Вас. Нужно акцентировать его внимание на тех факторах, от которых зависит определение уровня заработной платы. В этом объяснении Вы, как руководитель, обязательно должны подчеркнуть, что в случае успешного совершенствования в тех или иных направлениях трудовой деятельности, у сотрудника есть все шансы получать больше, ну а пока Вы не можете удовлетворить его просьбу.
Главным признаком неправильного функционирования системы материального стимулирования следует назвать непонимание сотрудниками критериев оценки труда. Очень часто сотрудники начинают додумывать себе какие-то совершенно несуществующие заслуги или выдавать за высокие заслуги то, что является обязательной нормой. Для того чтобы на корню пресечь разнообразные спекуляции и домыслы, необходимо подробно описать всем сотрудникам основные критерии оценивания их труда. Это и есть те показатели, которые напрямую влияют на эффективность функционирования корпоративного подразделения или даже всей компании. Если у кого-то из сотрудников возникает желание выяснить все эти нормы, то руководитель должен отвечать предельно открыто и доброжелательно. Основой целью этой беседы со стороны руководителя, должно явиться стремление продемонстрировать сотруднику, что он цене для компании, на него рассчитывают, в него верят, и в будущем у него есть все шансы лучших финансовых и карьерных условий.
А теперь представьте ситуацию, когда прибавки к зарплате просит один из лидеров коллектива, Вы прекрасно понимаете, что он действительно заслуживает дополнительных денег, но ничего не можете поделать, поскольку изыскать средства просто неоткуда. Вот это, пожалуй, самая неприятная ситуация, которая сулит ещё и потерей ценного кадра. Руки завязаны, выхода нет, отклонить просьбу сотрудника действительно необходимо, но как сделать так, чтобы он не разуверился в своём настоящем месте работы и не начал искать следующее. Конечно, задача сложная, но вполне выполнимая. Придётся сказать, что на данный момент организация переживает трудные времена, но скоро всё нормализуется, а его заслуги никто не намерен забывать. Нужно убедить подчинённого, что одним из первых получит новую должность и хорошие дополнительные средства. Важно, ссылаясь на экономические затруднения, объяснить человеку, что заработная плата его коллег также не повышалась.
Обсуждение: