Положительная критика. Возможно ли это?

naim.ru logo

Как правило, указывая на ошибки сотрудника, работодатель повышает тон, невольно оскорбляет человека. От этого работа может полностью остановиться, так как человек, которого в психологическом плане затормозили, не всегда может найти в себе силы сразу сконцентрироваться и исправить допущенные промахи.
Обратная связь существует, и она должна быть позитивной, это значит, что критика со стороны босса должна быть уважительной, не уничижающей, чтобы сотрудник знал, что его ценят, но, в какой-то момент, любой человек может допустить промахи. Если сотрудник после критики выравнивает обстановку, значит, начальник искусно владеет «железными» правилами коммуникации.
С точки зрения американского психолога Свеньи Хоферта, критика расстраивает человека, даже если у него есть самообладание и чувство собственного достоинства:
- Упреками многого не добиться, – говорит Хоферт. Кто жестко выговаривает члену своего команды, упрекает его в том, что тот совершил ошибку, сталкивается с одним из двух вариантов возможной ответной реакции – побегом или обороной. Но тогда сотрудник перестает прислушиваться к собеседнику, – предупреждает Хоферт.
Публичная критика запрещена, это прописная истина корпоративного правила общения:
- Негативная критика должна всегда высказываться с глазу на глаз, – советует психолог. Также важно не сразу набрасываться с критикой, а вначале выдохнуть. Чаще всего неверным бывает сгоряча все выкладывать, – говорит Хоферт. Лучше всего подождать до утра. В большинстве случае эмоции стихают, и можно предметно говорить о деле, не отпуская грубые замечания.
Некоторые решения не терпят промедлений, и часто менеджеру некогда собраться с мыслями, чтобы подумать, как сказать, главное, считает он, что сказать. Совет в этом случае будет прост: «Ни одно решение нельзя принимать сгоряча, лучше закрыть свой компьютер и пройтись вокруг офиса несколько раз, выпустить пар, а затем слова придут сами собой!»
Нельзя критиковать абстрактно, нужно уточнить, какой пункт вас не устраивает, и как вы считаете, можно его изменить:
- Не имеет смысла говорить сотруднику, что ему следует работать точнее или быть организованнее, – говорит Хоферт. – В чем ему нужно быть точнее? В правилах правописания?
Критика может быть преподнесена так, что сотрудник и не поймет, что его выговаривают. Вначале лучше похвалить за сделанное, а критику оставить на потом:
- Идеальное соотношение похвалы и критики – 4:1. Вы хвалите четыре качества сотрудника или четыре выполненных задания и критикуете одно, – поясняет Хоферт.
И ещё: важно, чтобы критика относилась не к самому человеку, а к его поведению, невыполненному заданию. Поскольку нужно найти решение вопроса, критика должна быть сориентирована на поиск этого самого решения.
- Договаривайтесь с сотрудниками о том, как будет выглядеть следующий шаг работы, – говорит Хоферт. Это приободрит коллегу и четко определит перспективы работы.
 

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Обсуждение: