Построение карьеры

Карьера в розничной сети: от продавца до управляющего

naim.ru logo

Розничная торговля уже давно занимает лидирующие позиции по числу вакансий. И с каждым годом, не смотря на кризис и экономические факторы, спрос на специалистов в области ритейла неуклонно растет. При этом и число соискателей откликающихся на представленные вакансии велик. Кого-то привлекает быстрое трудоустройство, кого-то возможность самостоятельно регулировать свой заработок, а кого-то интересует стремительный карьерный рост. Буквально за несколько лет работы, успешные кандидаты могут стать администраторами или управляющими магазинов. В этой статье мы расскажем обо всех ступенях развития карьеры в ритейле. 

Какие компании лучше выбирать для старта карьеры? 

Наиболее комфортная сфера для карьерного развития это сетевые компании, куда входят множество магазинов. Из-за открытия новых торговых точек, компании практически всегда требуется новый персонал: продавцы-консультанты, администраторы и управляющие. При этом в крупных компаниях все рабочие процессы прописаны, и новичков обязательно всему обучат. Также, открывая новый магазин управляющего, чаще всего, назначают из уже работающих, хорошо зарекомендовавших себя людей. 

Какие качества помогут сделать успешную карьеру? 

Прежде всего, вашей целью должен быть успех и желание расти и развиваться. Необходимо любить людей, и находить с ними общий язык. Без этих ключевых качеств, мало что получится. 

Какие качества мешают? 

Торговля это сервис по оказанию услуг, поэтому такие качества как замкнутость, нерешительность и чрезмерные амбиции точно будут лишними. Важно чтобы человек умел слушать и выявлять потребности клиента. 

Ступени развития карьеры 

Продавец-консультант. Основными обязанностями является работа с клиентами, работа с товаром, и поддержание порядка в зале. Чтобы вас заметили, очень важно проявлять инициативу. Прошел покупатель- обратите на него внимание, увидели грязь в зале- вызовите уборщика, есть идеи как улучшить работу- обратитесь с предложением к руководству. 

Старший продавец. У данного специалиста обязанности похожие. Плюс необходимо заниматься обучением и наставление нового персонала. 

Менеджер. Чтобы быть успешным менеджером важно в первую очередь знать всю продукцию, представленную в магазине. А также уметь работать с кассовым аппаратом, знать ряд бухгалтерских программ и первичную бухгалтерию. Всему этому можно научиться в ходе работы. При этом менеджер несет ответственность на коллектив, за работу нижестоящего персонала, за деньги и за товар которых храниться в магазине. 

Директор магазина. На этой должности ответственности прибавиться вдвойне. Ведь директору необходимо вести отчетность, вести диалог с проворящими и контролирующими органами, пожарными и т.д. 

Территориальный управляющий руководит уже не одной торговой точкой, а группой магазинов. Он занимается планирование прибыли магазинов, ведет учет продаж, занимается мониторингом рынка и многое другое.

Комментарии специалистов

Ковалева Мария, Начальник управления развития 

Газпромбанк

Приходя в розничную сеть, сотрудник должен понимать, что его основная компетенция и работа это коммуникации. Уже сейчас многие вещи проще купить, не выходя из дома. И часто то, зачем приходят покупатели в магазин, это "пощупать" товар и получить консультацию. Ежедневно, часто по 12 часов, общаясь с покупателем, сотрудник должен быть готов помогать своим клиентам. На мой взгляд, именно помощь в решении проблемы клиента ценна, в остальных случаях он справится сам. Причем важен не только сам факт помощи, но и качество сервиса, доброжелательность. Во многих розничных сетях есть свои стандарты и правила работы, скрипты и понимание того, что такое сервис. Но доброжелательность- практически не развиваемая компетенция. И если вы не любитель улыбаться и вникать в суть проблем клиента, наверно, розница- не ваше. Поэтому вы нужны рознице до тех пор, пока продажи идут, а клиент при этом доволен. Исходя из этого, можно сказать, что основных вариантов развития с этой позиции есть два: стать "крутым" продажником или пойти по управленческому пути. Однако, на практике, в компаниях возможностей значительно больше. Например, у нас в Банке можно стать наставником, коучем, перейти работать в бэк-функцию, где тоже много вариантов позиций. При любом выборе, человек, который стартовал с работы в"полях", знает своего клиента и продукт, будет значительно больше полезен компании, чем теоретик в этих вопросах. Поэтому розница пока остается как самой текущей отраслью, так и местом, где можно построить быструю карьеру. 

Дель Вячеслав Анатольевич, Исполнительный директор 

Радиотехника 


Учитывая изменения, которые происходят в мире и те перспективы, которые мы видим, то очевидно, что розничные сети будут существовать всегда. Возможно, они несколько трансформируются, исходя из развития технологий, но они в любом случае останутся. 

Существует тенденция перехода офлайн ритейла в онлайн. Но 100% переход всего ритейла в интернет маловероятен. Пожалуй, в некоторых отраслях это действительно в разы удобнее совершать покупки через интернет. Но если взять к примеру продукты: все равно большинству приятнее ходить между полками и выбирать руками, а не мышкой от компьютера. Или, например, не у всех есть время искать все обзоры по сложно-техническим товарам, вычитывать в интернете характеристики, им легче прийти в магазин, сказать, что конкретно требуется, и эксперт в данном товаре подберет именно то, что необходимо. 

Что важно знать молодым специалистам: 

Относитесь уважительно и ответственно к описанию вашей должности и функционалу и следуйте ему. 
Для молодых специалистов важно знать, что у всех компаний крупного масштаба есть свои собственные стандарты качества, описания функционала, показатели эффективности по каждой должности. Небольшие сети придут к тому же, но позже. Поэтому, просто знайте свои функции и выполняйте их. 

Работайте только в той компании, продукт которой вам, действительно, нравится и вы готовы им пользоваться (или уже пользуетесь) постоянно. 

Хорошо подумайте, хотите вы строить карьеру именно в данной сети или нет. 
Если ответ положительный, то смело узнавайте у своего руководителя условия, при которых вы получите повышение. У всех крупных компаний это есть. Вам нужно узнать именно условия карьерного роста. 

Постоянно обучайтесь. Сейчас говорится не о ВУЗах, а именно об обучениях в компании. 
В крупных компаниях, в т.ч. в «Радиотехнике», на постоянной основе проводят обучения для своих сотрудников. Например, мы для сотрудников составляем индивидуальные программы обучения, по прохождению которых и открываются новые перспективы. 

Не унывайте от рутины и оставайтесь дружелюбными. Поверьте, это заметят! 

Помните, что карьера может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Если вас перевели, например, из кассира в продавцы или, наоборот, это вовсе не означает что-то негативное. Без горизонтального роста не получится и вертикального. Как руководитель вы должны уметь делать все, что и ваш подчиненный. 

Специалисты в ритейле постоянно перемещаются: это именно то место, где менеджерам по найму никогда не скучно. Поэтому знайте, карьеру сделать не сложно, когда есть голова на плечах, желание учиться и развиваться.

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: