16 янв 2011
Отношение к предлагаемым тестовым заданиям в среде деятелей рекламы и маркетологов вовсе не однозначное. Молодые специалисты опасаются их как огня, они абсолютно не уверенны в своих способностях, но зато стопроцентно уверены в том, что работодатель просканирует их мозги, а идеи прикарманит. Сотрудники поопытней – уверенны в себе и преисполнены амбиций. К тестам эта категория персонала относится с изрядной долей скепсиса.
Вот и давайте разбираться, чем тестовые задания полезны для соискателя и где в них скрыты тонкие места, требующие особого внимания.
При первом ознакомлении с вопросом кажется, что выполнение работы бескорыстно, то есть даром, никаких плюсов соискателю работы не даст – только лишь трату драгоценного времени и творческих сил. Но при более пристальном - вырисовываются некоторые меркантильные нюансы.
Оценка диспозиции
Тестовое задание, как исследовательский инструмент, позволит Вам исследовать общий уровень фирмы. Обратите внимание, в каком виде Вам предоставляют задание, на какой конкретно информации сделан акцент, что упущено. Как правило, работодатель должен сообщить координаты маркетолога, которому Вы сможете задать свои каверзные вопросы. Не поленитесь связаться с ним и прозондировать почву. По его контактности и адекватности вполне можно судить об общем уровне Ваших будущих коллег.
К примеру, Ваш покорный слуга, обойдя несколько городских агентств, получил массу полезной информации для размышлений. В одном месте мне вручили бриф на нескольких листах, с дополнительными многостраничными маркетинговыми исследованиями и в придачу списком примеров прошлых работ. В другом – лишь один листочек служил всем и вся, а в третьем - для выполнения тестового задания было вполне достаточно, по мнению работодателя, одного лишь небольшого абзаца текста. Делайте выводы!
Кстати говоря, если компания Вам пришлась чем-то не по душе, никто ведь не заставит Вас тестовое задание выполнять. Выкиньте и забудьте. Но согласитесь, как бы Вы получили определенную информацию о работодателе без тестового задания? Да никак.
Тестируем будущего работодателя
Решение принято, и задание Вы выполнили, но расслабляться пока рано. По реакции «с той стороны баррикад» вполне реально сделать очередную порцию выводов.
В первую очередь обратите внимание на то, насколько быстро Вы получили ответную рецензию на свою работу. Трех дней, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы выкроить несколько минут и уделить Вашей работе внимание. Неделя - тоже приемлемый срок. От восьми дней и больше – заставляет уже серьезно задуматься. Ведь ссылки на занятость, презентации, запуск новой линии, подготовку к выставке не считаются уважительной причиной.
Наступив на горло собственной креативности, смирите свою высокую самооценку и изучите внимательно итоги оценки Ваших кропотливых тестовых трудов. Сколько там обычных, банальных придирок, а сколько на самом деле существенных ошибок? Хорошенько прикиньте теперь, готовы Вы в дальнейшем выносить подобную критику? Согласны ли трудиться постоянно под началом такого руководителя? Или имеет смысл продолжить поиски работы дальше? Взгляните на тестовое задание не только как на дармовой труд, но и как на реальную возможность сэкономить ближайшие месяцы жизни, творческих усилий и нервных клеток. Ведь они будут безвозвратно отданы испытательному сроку и никак не отмечены в трудовой книжке. Попробуйте потом объяснить новому работодателю, где Вы пропадали целых три месяца.
Опасайтесь хитрецов
Согласен, Ваши опасения имеют под собой реальную почву - работодатель может оказаться нечистоплотным и попросту нажиться на Вашем труде. Поэтому всегда следует быть начеку и обращать внимание на казалось бы незначительные нюансы.
Не вызывают обычно опасений тестовые задания, похожие на такое: «Разработать схему продвижения торговой марки «ХХХ». Данные, которых Вам будет недостаточно, можете придумать». «Высказать предположения, дать оценку, обосновать и т.д. на основе предоставленной информации». Заставляют призадуматься задания из серии «над которыми мы сейчас трудимся», а также обещания оплатить исключительный сценарий или гениальный слоган. Равно как и другие предложения поучаствовать в творческой и креативной жизни фирмы-работодателя.
Можно посоветовать также попытаться перевести собеседование в конструктивное для Вас русло. Мягко, без недовольства и истерик, попытайтесь откровенно объяснить Вашему оппоненту, что опасаетесь обмана. Это вполне нормальный деловой разговор - Вас выбирают, но и Вы выбираете. Если Ваш собеседник достаточно адекватен, а Вы для него представляете интерес и достаточно перспективны, то высока вероятность смены задания на другое, более абстрактное. Одним словом, ведите себя максимально открыто и уверенно.
Обсуждение:
Marinka25
Cпасибо за дельные советы о том, как вести себя при выполнении тестовых заданий работодателя. Понятно одно, что нужно обойти все возможные и предлагаемые варианты. А потом уже с умом и рассудительностью проанализировать полученные тестовые работы. А только потом уже выполнять и раскрывать свои таланты.
Сергей
Думаю, данная статья убедила всех, что тестов бояться не стоит, и что из них тоже можно вынести полезную информацию для себя. Я полностью согласен с автором данной статьи.
lomaster23
Про "хитрецов" это в точку, существуют такие конторы, которые "воруют" идеи люде на собеседовании, потом дорабатывают их продают как готовые бизнес планы!
Марина
Если в фирме принято принимать сотрудников только после тестового задания, то тут уж ничего не поделаешь. Если отказываться выдать один единственный раз свои идеи бесплатно, то их не сможет оценить работодатель, а значит не посчитает ценным кадром.
Ирина
Тестовое задания для соискателя на должность дизайнера имеет еще один плюс - человек сам может понять насколько соответствует его квалификация той работе, на которую он претендует.