28 фев 2011
Первое общение с потенциальным работодателем, после того как Вы разослали свое резюме, зачастую происходит с помощью телефона. Представитель организации или кадрового агентства может позвонить Вам с той целью, чтобы договориться о времени предстоящего собеседования. Хотя возможен и тот вариант, что во время телефонного разговора Вам устроят полномасштабное интервью. Независимо от того, какой характер примет разговор, нужно всегда быть готовым к неожиданным телефонным звонкам.
Телефонное интервью – это своего рода репетиция перед собеседованием, и нужно быть во всеоружии, чтобы не упустить возможность лишний раз предстать перед работодателем в выгодном свете. Ваша основная цель – это добиться встречи любыми способами, и по тому, как Вы станете отвечать на вопросы по телефону, на другом конце провода будут решать, стоит ли приглашать Вас на собеседование или нет.
Если Вы не расслышали, кто Вам звонит и из какой компании, или, более того, абонент забыл представиться, вежливо попросите его еще раз повторить, откуда он и как его зовут. Всегда держите под рукой лист бумаги и ручку, чтобы записывать все интересующие Вас данные. Заранее распишите свой временной график на неделю вперед, чтобы лихорадочно не соображать на ходу, подходит ли Вам предлагаемое время встречи или Вы будете заняты в этот момент. Не согласовывайте время собеседования слишком долго, иначе Вас сочтут либо не очень заинтересованным в собеседовании, а значит, и работе, либо решат, что Вы слишком высокого о себе мнения, раз диктуете свои условия. Помните, что работодатели в данном случае выступают с более сильной позиции, и Вы так или иначе должны подстраиваться под их варианты.
Обычно звонок застает Вас врасплох и именно в то время, когда Вы меньше всего его ожидали. Чтобы не выглядеть глупо или растерянно, держите возле телефона «шпаргалки» – Ваше полное резюме, собранное Вами «досье» на те компании, куда Вы его отправляли, список вопросов, которые Вы сами хотели бы задать работодателю и т. д. Вот несколько советов, как произвести хорошее впечатление на представителя компании.
– Во время любого неожиданного звонка сохраняйте олимпийское спокойствие. Ваш голос должен звучать ровно и доброжелательно. Собеседник должен почувствовать, что Вы настроены позитивно и по-деловому. Собраться с мыслями Вам поможет простой трюк. Вы берете минутную передышку, отвечая, например, следующим образом: «Спасибо вам за звонок, Ирина Ивановна. Будьте любезны, подождите, пожалуйста, одну минуту, я закрою дверь». Затем Вы кладете трубку, делаете три глубоких вдоха, находите Ваше расписание и резюме и снова берете трубку. Теперь Вы полностью владеете ситуацией и готовы продолжать разговор.
– Из
бегайте фамильярности и многословности. Всегда называйте собеседника по имени-отчеству или так, как он сам просит себя называть. Никогда не переходите на «ты», даже если Вам предложено это сделать. Отвечайте кратко и по существу вопроса. Старайтесь не отвечать односложно «да» или «нет». Односложные ответы в действительности не дают никакой информации о Вашем опыте и профессиональной подготовке.
– Если Вы не хотите отвечать на вопрос, не стесняйтесь сказать об этом собеседнику, сославшись на то, что данную тему лучше было бы обсудить при личной встрече.
– Дайте возможность представителю
компании рассказать Вам как можно больше о предлагаемой работе. Не бойтесь задавать вопросы. Для этого, заранее продумав формулировки, напишите на листе бумаги самые актуальные с Вашей точки зрения вопросы. Не забывайте, что интервью с Вами – это и Ваша собственная презентация. Будьте уверены, что, задавая грамотные и подготовленные вопросы, Вы представите себя как вдумчивого и серьезно настроенного человека и создадите еще одно конкурентное преимущество в глазах потенциального работодателя. Например, спросите, какие должностные обязанности являются наиболее важными в данной работе или в какие большие проекты вовлечен отдел, где Вам предстоит работать. Получив ответ, Вы легче сможете сориентироваться, как продвигать свою кандидатуру дальше и какой вопрос задать следующим, чтобы получить более подробную информацию. Например, Вы можете спросить: «Какие конкретно навыки и личностные качества необходимы, на Ваш взгляд, чтобы успешно справиться с этой работой? Сколько времени, по-Вашему, займет период обучения и адаптации?» Каждый работодатель стремится найти человека, способного эффективно решать насущные задачи компании. Покажите себя именно таким человеком, и Вы уже на полпути к цели.
– Говорите прямо в трубку телефона. Не курите и не жуйте во время интервью.
– По ходу разговора делайте записи. Обязательно запишите название компании, имя и должность позвонившего Вам представителя, телефон и номер факса, по которому Вы можете перезвонить в компанию. Если собеседник вынужден ненадолго прервать разговор, помогите ему настроиться, когда он вновь вернется к теме: «Мы с Вами говорили о...», или: «Мы с Вами остановились на...». Такая ненавязчивая поддержка собеседника наверняка будет оценена по достоинству.
– Договариваясь о дате и времени собеседования, не забудьте предупредить интервьюера о том, что Вы обязательно ему перезвоните, если у Вас что-то изменится и Вы не сможете прийти в назначенное время. Как правило, если человек не явился на собеседование, не поставив в известность будущего работодателя, второй раз его уже не приглашают.
– Четко проинструктируйте Ваших домашних и контактные лица, что именно они должны отвечать на звонки представителей компаний или агентств по подбору персонала в случае Вашего отсутствия. Еще лучше написать им краткий текст, чтобы они могли его просто озвучить. Снабдите их также блокнотом и ручкой для записи телефонов и другой необходимой информации. Обязательно сообщите им время, когда Вы планируете вернуться и сможете сами поговорить с интервьюером, или оставьте им телефоны, по которым Вас можно будет найти в течение дня.
– Никогда не обсуждайте по телефону вопросы, касающиеся заработной платы, премий, льгот, отпусков, дополнительных компенсаций и т. д. Все это оставьте до личной встречи. Эти темы – абсолютное «табу» для телефонного интервью. Лучше Вы потеряете время на собеседовании, чем потеряете потенциального работодателя.
– Не бойтесь разговаривать с секретарями. Чаще всего приглашать соискателей на собеседование поручают им либо младшим сотрудникам отдела по работе с персоналом. Даже если Вы поначалу растерялись и не сразу взяли контроль над ситуацией, не расстраивайтесь – мнение секретаря в данном случае вряд ли будет решающим.
Во время телефонного собеседования представитель
компании может рассказать Вам о деятельности фирмы, ее основных достижениях и планах на будущее. Если у Вас есть «досье» на эту компанию, Вы можете умело воспользоваться некоторыми фактами, которые Вы почерпнули из СМИ, Интернета или других источников. В данном случае немного лести не помешает: говоря похвальные слова в адрес компании, Вы тем самым невольно хвалите и ее представителя. Точно так же, если в процессе разговора выявляется некая общая область интересов, неплохо было бы высказать свое мнение по этому поводу и согласиться с точкой зрения собеседника.
Когда Вас спросят, остались ли у вас какие-либо вопросы, которые Вы хотели бы еще задать, это будет сигналом, показывающим, что телефонное интервью подходит к концу. Теперь самое время взять инициативу на себя и поинтересоваться, когда можно назначить собеседование. Лучше, конечно же, делать это не «в лоб», а в вежливой и тактичной форме, например, так: «Ирина Ивановна, Ваше предложение звучит очень заманчиво, и мне кажется, моя кандидатура могла бы подойти Вашей компании. Последний вопрос, который мне хотелось бы задать, – это могу ли я прийти на собеседование и рассказать подробнее о своем опыте и что я умею делать. И если да, то в какой день и какое время?» Если Вас пригласили, уточните, с кем именно Вы будете беседовать и на что стоит обратить особое внимание: стиль одежды, язык общения, будут ли какие-либо тесты или задания и т. д.
В конце разговора еще раз повторите все моменты, о которых Вы договорились по телефону: время собеседования, адрес компании, имя менеджера, который будет проводить интервью, материалы и документы, которые нужно взять с собой и т. д.
В принципе, по телефону бывает сложно оценить, насколько перспективна предлагаемая Вам работа. Поэтому лучше в любом случае пойти на интервью, чтобы разобраться в деталях и решить, отвечает ли данная работа Вашим целям. Кроме того, это дополнительная практика и опыт, которые в последующем могут Вам пригодиться. Иногда на собеседовании события могут принять неожиданный оборот, и Вы можете получить предложение на другую позицию или узнать о вакансии в другом отделе или компании. При любых вариантах приглашение на интервью в компанию уже показывает Вам, что работодатель оценил Ваши конкурентные преимущества и Вы смогли произвести на него благоприятное впечатление, то есть, что Вам удалось преодолеть еще один барьер на пути к конечной цели.
Надеемся, что наши советы помогут Вам провести результативный телефонный разговор перед собеседованием.
Обсуждение: