Личностные качества руководителя как условие эффективного менеджмента персонала

Руководители с помощью методов управления влияют на процесс достижения поставленных перед организацией целей на всех его этапах - планирования, организации, мотивации и контроля. Условно управление можно разделить на две взаимосвязанные части: управление деятельностью и управление людьми. Поскольку центральным фактором любой модели управления являются люди, то в ней можно выделить три аспекта:
Управление деятельностью охватывает ее планирование, постановку производственных задач, систему учета произведенной продукции, контроль за выполнением задач, мотивацию. Управление людьми связано с обеспечением сотрудничества между всеми членами организации, кадровой политикой, обучением, информированием, мотивацией сотрудников. С точки зрения деятельности организации управление людьми означает стремление достичь максимальных результатов в их работе. Вместе с тем целью управления персоналом является достижение людьми их целей, в первую очередь тех, которые отвечают интересам организации.
Управление осуществляется благодаря использованию различных методов, т.е. совокупности способов (приемов) целенаправленного влияния руководителя на работников и группы для координации их действий. Среди методов управления выделяют административно-распорядительные, экономические, социально-психологические и воспитательные.
Действия руководителя определяются тем, как он понимает свои функции и задачи, лежащие в основе его решений. Руководителю приходится выполнять различные роли и, соответственно, функции. По мнению Г. Минцберга, роль относительно управленческой деятельности - это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Этот автор выделил десять управленческих ролей, которые реализуются в сферах принятия решений, информационного обмена и межличностных отношений. Определяющая роль руководителя следует из того, что он наделен полномочиями принимать решения и координировать деятельность персонала.
В деятельности руководителя тесно переплетаются функции администратора, организатора, специалиста, информационного центра, воспитателя.
В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения функционирования организации, разрабатывая и реализуя политику менеджмента персонала (комплектования штатов, подбор, обучение, расстановка и перемещения кадров).
Выполняя функцию организатора, руководитель создает условия для эффективного труда, скоординированных действий работников, занятых управлением и производством. Для этого руководитель должен четко понимать цели деятельности, уметь определять существенные в данном периоде задачи, оценить предпосылки, ресурсы и методы их решения.
Как специалист руководитель должен быть профессионально хорошо подготовленным, обладать знаниями и опытом в конкретной сфере деятельности, поскольку функциями его является грамотная постановка задач, компетентный анализ и эффективный контроль за их выполнением.
Функция руководителя как потребителя, генератора и передатчика информации основывается на его широких коммуникативных связях с внешней и внутренней средой. Благодаря этим связям он принимает информацию от ее распространителей, экспертов и подчиненных, и сам является источником информации для внешних организаций и собственного персонала.
Воспитательная функция руководителя является особенно важной, поскольку она связана с руководством людьми и направлена на развитие трудового потенциала каждой личности и коллектива в целом. Для этого важно, чтобы руководитель умел влиять на подчиненных по возможности не силой приказа, а убеждением, а также чтобы принимаемые им решения о результатах деятельности предусматривали воспитательные последствия.
Инструментами воспитания являются позитивные результаты деятельности организации, если они справедливо связываются с оценкой трудового вклада каждого работника, способствуют росту его материального благосостояния и самоутверждению в коллективе. Все большее значение приобретают умения руководителя создавать такую моральную атмосферу, которая стимулировала бы эффективную деятельность и блокировала нежелательные процессы, в частности такие, которые обусловливают конфликты.
В отношениях руководителя с работниками решающее значение имеет его авторитет. Авторитет руководителя - это общепризнанное неформальное влияние его на подчиненных, базирующееся на знаниях, нравственных качествах, опыте; это форма осуществления власти. Источниками авторитета руководителя является должностной статус и завоеванный престиж. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования организации.
Должностной авторитет определяется системой субординации в структурах управления, предоставленными полномочиями по принятию управленческих решений и выполнение их подчиненными, в частности и с применением методов принуждения. Он является правовой предпосылкой утверждения авторитета руководителя.
Лидер - это человек, способный влиять на отдельных людей или группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Руководитель-лидер пользуется служебным и личным авторитетом. Для этого он должен обладать высокоразвитыми деловыми и личностными качествами, способностью к общению и установлению контактов с персоналом.
Характерные черты деятельности эффективного руководителя следующие:
- формулировка принципов деятельности для своих подчиненных и для всей организации;
- концептуальные - способность осознавать причинно-наследственные связи, возможность координации деятельности для достижения поставленных целей наиболее эффективными способами;
Поскольку управление персоналом основывается на взаимоотношениях (формальных и неформальных) руководителя-лидера с подчиненными, то особенно высокие требования предъявляются к его психологических качествам. Такими качествами являются:
Центральным моментом творческого управления персоналом, исходя из психологических аспектов управления, является способность руководителя положительно влиять на работников. Это означает, что его влияние является обоснованным, а подчиненные с пониманием выполняют распоряжения.
Внушение (суггестия) - особый вид целенаправленного, неаргументированного воздействия на человека, когда информация ним воспринимается некритично и согласие достигается благодаря готовым выводам.
В отличие от внушения, убеждение как метод психологического воздействия на подчиненных направлено на формирование у них взглядов и нравственных критериев по выполнению своих обязанностей. Оно основывается на использовании руководителем логических доказательств для формирования у подчиненных соответствующих выводов и согласия действовать адекватно по отношению актуальных задач и потребностей деятельности.
Основными способами убеждения являются информирование, разъяснение и аргументация, в результате чего достигается понимание ценности целей и реальности их достижения. Важными психологическими предпосылками эффективного убеждения подчиненных является предоставление им возможности высказывать свои мысли, участвовать в обсуждении проблемы. Руководитель при этом не должен давить на подчиненных и руководствоваться в психологическом воздействии на них принципами целесообразности, научности, этичности.
Обсуждение: