Групповое интервью.
Групповые интервью используют, как правило, при отборе кандидатов на линейные позиции, например, операторы производственных линий, специалисты колл-центра, кассиры, работники торгового зала, грузчики, стикеровщики и так далее. Если обобщить, то этот инструмент применяется для вакансий, где предусмотрен отбор по формальным признакам, нет потребности глубинного отбора по ключевым компетенциям, а также при большом количестве открытых одинаковых вакансий, и ограниченности времени на закрытие позиции.
Сферы бизнеса, в которых часто используется метод группового интервью.
Групповое интервью, как правило, проводится в таких сферах, как телекоммуникации, ритейл, FMCG, активные продажи и т.д.
Банки, например, часто ведут отбор кандидатов посредством групповых интервью, в частности, на позиции специалистов по потребительскому кредитованию в торговые точки.
В нашей практике был успешный пример отбора кандидатов в IT-компанию: кандидатов, успешно прошедших рад собеседований, пригласили на финальное групповое интервью, чтобы оценить, насколько они впишутся в коллектив, а также получить дополнительную информацию об их личных и профессиональных качествах.
В ритейле такой инструмент применяется при отборе линейных сотрудников. Например, кассиров в супермаркеты, как правило, выбирают по следующим критериям: опрятный внешний вид, наличие среднего специального образования, отсутствие страха работы с кассой и деньгами, внимательность, ответственность, стрессоустойчивость, отсутствие судимости.
В целом, кандидатов отбирают по заданным параметрам, например, опрятный внешний вид, понимание должностных обязанностей, способность их выполнять, соответствие корпоративной культуре компании.
Безусловно, работодатели стремятся увидеть «идеального» кандидата, имеющего аналогичный опыт работы. К сожалению, очень часто кандидатов отбирают по стандартным клише, например, возраст до 45 лет, среди личностных качеств должны числиться коммуникабельность, открытость, презентабельный внешний вид и так далее. Для определенных позиций такой отбор может быть уместен, а вот на позиции стикеровщик, комплектовщик, упаковщик могут подойти кандидаты старшего возраста и менее коммуникабельные.
Примеры групповых интервью.
Приведем несколько примеров проведения групповых интервью: массовый подбор кассиров в супермаркет и подбор специалистов по активным продажам.
В случае проведения интервью на вакансию кассира в супермаркет могут задать такие вопросы:
Есть ли готовность работать по предлагаемому графику? Например, 2/2 с 8:00 до 22:00? В данном случае важно проанализировать готовность к стабильной работе по данному графику и возможность вовремя приезжать на работу и возвращаться домой.
Как вы представляете себе работу кассира в нашей торговой сети?
Перед собеседованием важно обладать информацией о вакансии. Ответы: «Я ничего не знаю о вакансии», «Мне просто нужна работа» или «Мне просто позвонили и пригласили на собеседование» сведут перспективы трудоустройства к минимуму.
Наличие судимости. Работа с кассой предполагает доступ к материальным ценностям, материальную ответственность и отсутствие судимости. Служба безопасности магазина в любом случае получит эту информацию.
На вопрос «Нужно ли возвращать кредит, взятый в банке?» лучший ответ – «Безусловно». Работа с кассой подразумевает 100% финансовую порядочность и добросовестность.
Ответ: «Разные бывают ситуации» - значительно снизит ваши шансы.
Очень часто задают вопросы о причинах смены работы. Лучше дать нейтральный ответ, не компрометирующий ни вас, ни работодателя. Например, закончился срочный трудовой договор, переезд, прошло сокращение штата. Если причиной увольнения послужил конфликт или вас недооценивало руководство, то лучше оставить эту информацию при себе. Такие ответы практически всегда воспринимаются работодателем негативно. Если же вы были уволены от предыдущего работодателя по статье о нарушении трудовой дисциплины, то информацию скрывать не стоит, в любом случае соответствующая запись стоит в вашей трудовой книжке. Лучше рассказать рекрутеру объективные причины.
Рассмотрим второй случай группового интервью: «специалист по активным продажам». Формат группового интервью в данном случае абсолютно обоснован. На позиции в сфере продаж требуются открытые, коммуникабельные соискатели, легко вступающие в контакт с незнакомыми им людьми. Групповое интервью в полной мере позволяет оценить эти способности.
В начале интервью кандидату, как правило, дают возможность рассказать о себе, поэтому важно подготовить небольшую самопрезентацию. Обязательно расскажите о своем образовании, опыте работы, личностных и профессиональных качествах, достижениях и успехах. Постарайтесь адаптировать свою речь под требования вакансии: перечислите качества и компетенции, которые будут полезны на потенциальной работе.
Практически всегда в ходе группового интервью предлагают выполнить кейс: «продать» какой-либо предмет, например, ручку или карандаш. В ходе этого задания оценивают не то, смогли ли вы «заставить» клиента купить предмет, а вашу фантазию. Важно то, как вы рассказываете о предмете, перечисляете его преимущества и способы использования.
К примеру, основная задача кандидата на вакансию «специалист по продажам», объяснить, какую выгоду получит клиент, если приобретет товар/услугу. Это один из самых важных пунктов собеседования. От грамотного выполнения этого кейса зависит 90% успешности интервью.
Очень часто задают вопрос об увлечениях, хобби. Данный вопрос позволяет оценить, насколько кандидат активен и всесторонне развит.
Популярен и вопрос, что вы будете делать, в случае невыполнения рабочего плана? Работодатель, задавая данный вопрос, хочет понять, насколько вы настойчивы и целеустремлены. Он хочет услышать, что кандидат не опустит руки, а будет искать способы достижения поставленной задачи.
Вопрос: «Что вы ожидаете от работы в нашей компании?». Работодатель оценивает амбиции кандидата, его представление о работе в организации, насколько он впишется в коллектив. Ответ на этот вопрос зависит от специфики вакансии и организации. Как правило, работодатель стремится услышать об ориентированности соискателя на долгосрочную стабильную работу в компании.
Общие рекомендации для проведения группового интервью.
Существует несколько общих рекомендаций по прохождению группового собеседования, на которые стоит обратить внимание:
Если собеседование проводит несколько интервьюеров, нужно отвечать каждому, встречаться с каждым взглядом.
Хорошо, если вы запомните имя интервьюера, и будете к нему обращаться по имени.
Не нужно торопиться отвечать на вопросы, продумывайте каждый ответ. Если вы что-то не поняли, переспросите - это абсолютно нормально.
Обязательно проявляйте инициативу, будьте корректны к рекрутерам и к участникам группового интервью.
Очень важно быть естественным, если вы не понимаете смысл и суть вопроса/предмета обсуждения, об этом вообще не стоит говорить.
Конечно, обязателен опрятный внешний вид.
Автор:
Елена Теличко
Специалист по подбору персонала
Coleman Services
Обсуждение: