Опрос: компании одобряют рационализаторские начинания персонала
24 сен 2012

На предприятиях Российской Федерации рационализаторские инициативы подчиненных приветствуют 75 процентов начальников. Об этом на днях сообщили социологи кадровой компании «Анкор» после проведения исследования с участием 380 управленцев. При этом 64 процента опрошенных отметили, что творческие проявления сотрудников начальники одобряют на неформальном уровне, а 19 процентов - подтвердили, что поощрение за авторские разработки официально прописано в корпоративном уставе компании. И только 14 процентов работников посетовали на то, что рационализаторство их боссами не приветствуется.
Лучше всего к новаторам относятся в секторе информационных технологий. Принимая во внимание данные исследования, можно сказать, что в этой сфере практически каждая компания поощряет находки персонала. Меньше других работников с творческим мышлением поощряют субъекты хозяйствования, осуществляющие свою бизнес-деятельность в сферах FMCG и розничной торговли. 19 процентов опрошенных из числа представителей данной области признались, что рационализаторские предложения одобряются начальством лишь в том случае, если они имеют под собой весомые основания в виде расчетов, прогнозов и т.п.
Сильнее других поощрения за рационализаторские предложения хотят получать труженики финансовых учреждений и банков. Два из пяти респондентов, работающих в этой отрасли, заявили, что были бы не против стать обладателями специальных премий или бонусов за интеллектуальную работу. В секторе фармацевтики таких работников насчитывается 24 процента, а каждый третий респондент готов дарить работодателям собственные идеи совершенно бесплатно.
«У нас в компании программисты прекрасно знают, что каждая их оптимизаторская мысль при надобности может быть рассмотрена. Причем это не декларативные заявления руководства, а давно и стабильно существующая система», - говорит Юлия Ясиновская, представитель российского офиса компании «Parallels».
«Любые инициативы должны идти снизу, - утверждает сотрудник консалтингового агентства «Шаг» Владимир Сметанников. – Рядовые работники видят проблемы, существующие на предприятии, более подробно. И если они будут знать, что работодатель готов поощрить за достойную инициативу, то идеи будут возникать в обязательном порядке».
Эксперты считают, что порядок внесения и разработки рационализаторских предложений не следует закреплять жесткими корпоративными правилами, подчеркивая: такие меры могут навредить. Начальник отдела стратегического развития компании «Анкор» Алексей Миронов полагает, что формализации подлежит лишь сам процесс подачи идеи, критерии оценки ее эффективности и, возможно, сумма вознаграждения. По мнению эксперта, руководству ни в коем случае нельзя принуждать работников проявлять инициативу, угрожая увольнением или же невыплатой премиальных.
«В рабочем коллективе должны создаваться такие условия, в которых людям будет интересно постоянно совершенствовать рабочий процесс, - говорит Миронов. – К тому же работников можно поощрять не только премиями, ведь есть и другие методы. К примеру, предоставить отличившимся дополнительные часы для отдыха. Такой подход будет культивировать творческое начало внутри команды».
Обсуждение: